Искусство дрессировки.

01 декабря

Авторитет нельзя купить за кусочек, но его нельзя и завоевать одной грубой силой. Почему чрезвычайно плохими результатами оборачивается бездумное применение наказания. Жесткость и жестокость – разные понятия. Жестокость не в ладах со справедливостью, которую выдающийся дрессировщик конца XIX века Г.Оберлендер назвал важнейшим условием воспитания собаки. «Собака, сообразно со степенью своего развития, одарена очень тонким чувством справедливости в обращении. Если она сознательно нагрешила, она уж знает, за что ее наказывают; но наказание неизвестно за что, без надежды избежать дальнейших наказаний послушанием – может довести до стоического равнодушия к нему, и в заключение она с безмолвным отчаянием будет принимать удары. Одновременно с этим у нее пропадет всякий интерес к продолжению занятий, и дрессировщику предстоит удовольствие начинать снова.

Отсюда вывод, что при применении всяких наказаний необходимо поступать с величайшей осторожностью. Собку можно наказывать только тогда, когда совершенно определенно известно, что она знает, что от нее требуется, т.е. когда она сознательно не слушается. Во всех случаях сомнения дрессировщику не мешает руководствоваться уголовным кодексом - и оправдать обвиняемого потому, что несправедливость, раз она проявляется активно, переходит в грубость, в варварство, - отравляет жизнь не только человеку, но и существу, близко стоящему к людям по понятливости – собаке». И далее. «При изменении наказаний нужно сперва испробовать их слабейшую форму – стало быть выговор, затем переходят к умеренному употреблению парфорсного ошейника и повышают его действие понемногу пока не добьются желаемого. Плеть можно употреблять, когда имеешь дело с упрямой собакой, явно склонной к противоречию, и то при стремлении достигнуть морального эффекта; но и тут нужно начинать с легких ударов. Если дрессировщик вздумает без соблюдения последовательности прямо воздействовать на собаку строгими наказаниями, он не только не достигнет намеченной цели, не добьется желаемого, но и наказание потеряет свое воспитательное значение. После того как собака узнала объем и силу наказания, она сама поймет, что выговор ведет за собой парфорсный ошейник и для того, чтобы избежать предстоящей боли, ей остается одно – послушание. Вот чем воспитывается апеллистость собаки!»

Совершенно необходимо, чтобы каждый дрессировщик умел играть со своей собакой, эмоционально ласкать ее, бурно выражать радость ее успехам. Сама смена напряженного состояния мускулов и нервов собаки в процессе выполнения упражнений на свободное веселое движение, каким собаки обычно и выражают свое ликование, является хорошим способом сброса стрессового угнетения. Кроме того, игра – лучшее средство показать собаке, что, несмотря на строгость обучения, использование мер физического принуждения и наказания, дружеское отношение хозяина к ней, по-прежнему, вне сомнений. Игра, таким образом, эффективнейший метод психоэмоциональной разгрузки и то поощрение, которое многим собакам приходится больше по вкусу, чем самый лакомый кусок пищи.

Игра – один из элементов доступного понимания собаки «языка общения» между ней и дрессировщиком. Наличие такого «языка» является необходимым условием успешного обучения. «Язык общения» включает в себя не только слова команд, произносимых дрессировщиком, но и все жестовые, мимические, тактильные, интонационные и другие сигналы, произвольно или непроизвольно им подаваемые и понятные собаке. Сигналы, в свою очередь, подаваемые собакой, не менее разнообразны, и важно чтобы дрессировщик умел их правильно «читать». Наблюдательному человеку нетрудно научиться понимать выразительную мимику, позы и прочие сигналы, составляющие основу «языка» собак в общении их между собой. Тем более, что собаки очень неумело скрывают (хотя и такое бывает) свое истинное эмоциональное состояние и свои намерения – все это отражается в их «зрительном языке» непроизвольно. Именно потому, что непроизвольные движения, изменения мимики и интонаций, они еще быстрее научаться понимать настроение и состояние человека, улавливать его намерения. Дрессировщику надо уметь использовать это понимание и уж во всяком случае не допускать, чтобы собака распознала его нерешительность, неуверенность и, особенно, страх.

Инструктор должен провести специальное теоретическое занятие, отследив не только правильность подачи команд и жестов дрессировщиками, но и способность их воздействовать на собаку взглядом, позой, движением, интонационными модуляциями голоса и т.п. Если дрессировщик не умеет скрывать свое волнение или, наоборот, не умеет выразительно продемонстрировать собаке свою радость, негодование, то ему можно рекомендовать упражнения перед зеркалом. Неуверенную или интонационно неправильную подачу команд (обычно последнее бывает у людей, привыкших говорить ровным и бесстрастным, «серым» голосом) можно поправить занятиями по декламациям опять же перед зеркалом (во всяком случае, это упражнение до сих пор никому не повредило). Дрессировщикам следует предварительно потренироваться во владении поводком, хлыстом и другими предметами снаряжения. Обычно поводок привязывают к дереву, либо к какому-нибудь тяжелому предмету, а иногда инструктору приходится держать конец поводка в своих руках, чтобы почувствовать правильность производимого рывка. Дрессировщик должен уметь делать рывки разной силы, как одиночные, так и сериями, быстро выбирать распущенный длинный поводок. Всему этому лучше научиться до занятий непосредственно дрессировкой.

Искусство дрессировки.
Оставьте телефон
и мы Вам перезвоним

Оставьте телефон, мы с Вами свяжемся и поможем подобрать курс воспитания Вашего питомца

Оставьте комментарий
Введите код с картинки:
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения
Оставьте телефон
и мы Вам перезвоним

Оставьте телефон, мы с Вами свяжемся и поможем подобрать курс воспитания Вашего питомца

Вверх