Дрессировка щенка
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Интеллектуальная дрессировка объединяет выработку навыков и стандартных форм поведения и формирование тех мыслительных механизмов, которые нужны, чтобы привести их в действие. Главные критерии для выбора нужного варианта поведения – это соответствие (адекватность) поведения реальным условиям и важным для реальной жизни целям.
Есть отличное высказывание: "Ум есть искусство выбора собственных мыслей". Оно прекрасно описывает адекватное поведение животного, на которое и нацелена методика интеллектуальной дрессировки.
Важное отличие интеллектуальной дрессировки состоит в том, что она охватывает не только какую-то специальную деятельность собаки (от выставки до охраны и армейских применений), но ориентирована на повседневную жизнь во всем ее разнообразии. Отсюда вытекают два критически важных требования:
• Набор навыков должен включать в себя все типичные действия, требуемые для реального образа жизни;
• Интеллектуальное развитие должно быть достаточным для полноценной обработки всей многообразной и динамичной информации, поступающей из окружающей среды.
Для того, чтобы поведение было адекватным реальным событиям, необходимо правильно и своевременно осознавать следующие компоненты окружающей действительности:
• Реальное состояние внешней среды
• Собственные потребности и намерения
• Требования хозяина (не только выраженные командой, но и более общие правила и нормы – например, касающиеся поведения по отношению к другим людям).
Все эти способности развиваются в ходе интеллектуальной дрессировки.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Это необходимо тем, кто хочет:
• Отдыхать во время прогулки с собакой, а не напрягаться, ежеминутно выкрикивая команды;
• Быть спокойным, что собака не пойдет "шакалить" по кустам и помойкам;
• Сэкономить нервы и (в конечно счете) деньги на конфликтах и неприятностях с людьми, собаками и кошками.
Дело в том, что 99% всех проблем и неприятностей связаны вовсе не с невыполнением команды, а с самостоятельным поведением собаки. Человеку очень трудно опередить собаку, если у нее возникло собственное побуждение или если она с милой детской непосредственностью реагирует на какое-то событие. Реакция человека физиологически в шесть раз (!) отстает от собачьей.
А если добавить к этому многочисленные проблемы, возникающие в отсутствие хозяина, то интеллектуальная дрессировка становится еще нужнее. Наказания в этих случаях не действуют, потому что они несвоевременны. Поощрения правильного поведения просто невозможны.
Значит, самое надежное – подчинить самостоятельное поведение собаки правилам и нормам хозяина.
Есть у интеллектуальной дрессировки еще одно привлекательное свойство: для нее совершенно неважна техника выполнения действий. Важно одно-единственное – сознательное и контролируемое поведение, без срывов. Ведь не всем доставляет удовольствие следить за собой и собакой, ювелирно отрабатывая каждую мелочь. А в жизни нам по большей части безразлично, "приклеена" ли собака к ноге на команде "Рядом" – лишь бы не тянула поводок и шла душа в душу с хозяином.
А тем, кому в радость техничное, быстрое, строго по нормативам выполнение команд, интеллектуальная дрессировка существенно облегчает достижение высоких результатов. Это проверено на всех видах занятий с собаками – будь то выставки, ОКД, аджилити или что угодно другое.
и мы Вам перезвоним
Оставьте телефон, мы с Вами свяжемся и поможем подобрать курс воспитания Вашего питомца
Послушание, собственно говоря, это способность пренебречь своими интересами ради выполнения требований старшего. Это совершенно естественно для стайных животных – собак, но не всегда достижимо для индивидуальных животных – кошек. Важно только понять, при каких условиях послушание становится собственной потребностью зверя.
В природе это объясняется тем, что приказания старших направлены на наилучшее выживание для стаи. И это вовсе не означает безотказного выполнения любой команды в любой момент, даже вопреки целесообразности. Важно понимать, что требования старших точно так же находятся в строгом соответствии с сиюминутными условиями и отражают самые насущные нужды.
Поэтому выполнение требований старшего в максимальной степени отвечает интересам младшего. Цель послушания в стае состоит в обучении нормам реальной жизни и способам решения жизненно важных задач. Если старшие не будут передавать свой жизненный опыт и знания младшим, то дальнейшее выживание стаи и будущее вида в целом станут попросту невозможны.
Интеллектуальная дрессировка обеспечивает такое же естественное и добровольное послушание – собака считает, что все распоряжения хозяина нацелены на ее собственные интересы.
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
В "реале". Внешне все выглядит очень просто: собака вместе с хозяином выполняет предписанное упражнение – например, идет по дорожке зигзагами. Можно менять частоту поворотов и размах на дорожке, можно включать остановки и т.п. Специалист (он называется МИО-технологом) наблюдает, чтобы по мельчайшим внешним проявлениям определить, какие маневры трудны для собаки, а какие даются ей легко. Как стоят уши, сужены ли глаза, как ступают задние ноги да не скруглена ли спина…
В зависимости от того, при каких действиях собачке становится не по себе, когда нарастает возбуждение, когда появляется усталость, МИО-технолог подбирает необходимый режим, тренирующий нервную систему и закрепляющий в ней нужные нейронные пути.
В онлайне. Все то же самое, только материалом для анализа служит видео, присылаемое хозяином. Нередко на видео мы замечаем такие подробности, которых не успеваем подметить, присутствуя на занятии. А в спокойном разговоре с хозяином удается показать и объяснить гораздо больше, чем в те минуты, когда его внимание поглощено выполнением упражнений.
Готовые пособия. В них хозяину даются все необходимые подборки упражнений, игр и дополнительных приемов, гарантирующих достижение цели. А вот выполнять все это и следить за состоянием собаки ему придется самому. Эффективность по сравнению с индивдуальной работой примерно такая же, как у типовой школьной программы по сравнению с личным учителем.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА ПОЗВОЛЯЕТ ВИДЕТЬ И УЧИТЫВАТЬ СОСТОЯНИЕ СОБАКИ? ЭТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ЛЮБОЙ ОПЫТНЫЙ ДРЕССИРОВЩИК.
Если бы это было так, то результат не зависел бы от умения специалиста подбирать нужные действия и режимы выполнения упражнений. А он зависит, да еще как!
Любое действие оказывает свое влияние на состояние собаки. Почему и как влияет на собаку подъем на определенную высоту? Почему собаке труднее процти по доске, лежащей на земле, чем по буму стандартной высоты? Почему не всякая собака может спокойно пройти по черной резине или полиэтилену? А кошки и люди относятся к тем же действиям совсем по-другому! Следовательно, важно понимать во всех тонкостях пресловутую видовую специфику – от диапазонов органов чувств и особенностей ориентации в пространстве до того, как собака относится к тому или иному жесту хозяина. А есть и породные особенности – ведь психика любой породы полностью приспособлена к ее полезным функциям.
Конечно, в интеллектуальной дрессировке используется не только ходьба – она служит всего лишь необходимой основой для отработки более сложных интеллектуальных функций. В интеллектуальной дрессировке применяются десятки упражнений, не предусмотренных никакой другой программой. Они затрагивают все стороны мышления и эмоциональных реакций собаки.
А дальше все уже проще. Достаточно знать, какие движения и действия соответствуют определенным мыслительным операциям и нужной координации нервных процессов. В силу законов деятельности нервной системы, изученных еще Сеченовым и Боткиным, нервные "программы", созданные за счет управляемого движения, начинают работать на всех уровнях, включая сложные процессы, отвечающие за генерацию поведения. Так реформируется внутренняя деятельность нервной системы: развиваются такие фундаментальные функции, как анализ окружающей среды и событий, оценка последствий, сопоставление реальной обстановки и необходимого поведения.
Мы ведь не удивляемся, когда хороший врач назначает нам массаж, а у нас исчезает головокружение и улучшается зрение. Очевидно, что доктор знает те цепочки, которые связывают одно с другим. Его этому учили годами, а нам без специальных знаний лучше в это не вдаваться.
Вот так и с интеллектуальной дрессировкой. Она невозможна без основательных научных знаний и серьезно проработанной практической методики И собачка, пару недель поработавшая по специальной программе, "почему-то" перестает писать дома или закатывать концерты в отсутствие хозяев…
ЗАЧЕМ УДЕЛЯТЬ СТОЛЬКО ВНИМАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ?
Известно ли Вам, что 9 из 10 страшных эпизодов, связанных с собаками, происходят по единственной причине – нервный срыв у собаки? Явление, которое мы называем агрессией и которого всегда боимся, весьма многолико, но главный его лик – это стресс.
Все, что способно сделать живое существо и как оно это делает, определяется состоянием нервной системы и ее возможностями. В состоянии возбуждения (неважно, печального или радостного) невозможно думать даже на простейшие темы. Бурные хаотические процессы играют роль помех для правильных процессов, порождающих правильное поведение. И даже если собака не выполняет команду или упражнение, то самая частая тому причина – ее неспособность сосредоточиться и приказать собственным нервам выработать нужные импульсы для управления мозгами и телом.
Зачем первоклассники пишут прописи? Совсем не для того, чтобы потом у всех был одинаковый почерк. Это развивает мелкие движения мускулатуры кисти, а одновременно – важные и тонкие процессы в головном мозгу и нервной системе. Не случайно детские дефектологи уделяют такое внимание пальчиковой гимнастике.
А теперь представим себе, что учитель может подобрать для каждого ученика и написание букв, и последовательность упражнений так, чтобы у ребенка развивались именно те процессы, которые нужны ему для успешной дальнейшей учебы и хорошей взрослой жизни.
С одной стороны, нервная система должна УМЕТЬ ВЫБИРАТЬ правильные нервные пути и вовремя, без осечек, строить недостающие. Это и есть то, что мы называем интеллектом.
С другой стороны, сохранность и оптимальное состояние самой нервной системы поддерживается интеллектом. Если живое существо понимает, на что в данных обстоятельствах не нужно обращать внимания, то нервная система не тратит на это своих ресурсов и не испытывает стрессовых перегрузок.
Круг замкнулся! Этим и достигается баланс двух сторон медали – психики и реального поведения.
Эту методику можно сравнить с нанотехнологиями, популярными нынче в науке и технике. Не будем спорить об их достоинствах, лучше объяснить, что общего у этих понятий.
Первое. Интеллектуальная дрессировка – это в полной мере технология. Это совокупность приемов и способов, объединенных в единый цикл и позволяющих достичь запланированного результата.
Второе. "Нано-" означает "микроскопически мелкий" (если точно, то нано-порядок – это девятый знак после запятой, миллиардные доли). Такова и интеллектуальная дрессировка – она работает с микроскопически мелкими нервными процессами, возникающими при управлении мышцами.
Третье. Для того, чтобы стало возможным развитие этих технологий, понадобились достижения многих и разных областей науки. Поэтому ни нанотехнологии, ни наша интеллектуальная дрессировка не могли возникнуть раньше самого конца ХХ века.
ТЕПЕРЬ ЖЕ ЭТИ НЕБЫВАЛЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТУПНЫ ВАМ!